Дресс-код — неотъемлемая часть корпоративной культуры, с одной стороны подчиняющаяся традициям, с другой — подверженная постоянным изменениям, связанным с меняющимся ландшафтом структуры занятости и бизнеса. Прежняя система дресс-кода попросту не описывает всю палитру функциональных и ролевых ситуаций. Как решают проблему  эту проблему работодатели и сотрудники?    

Анастасия Саломеева, корреспондент журнала БОСС узнала, как одеваются сегодня в российских компаниях.

Несколько специалистов, руководителей, владельцев компаний, HR-директоров ответили на вопрос : Какое значение для бизнеса вашей фирмы имеет дресс-код сотрудников и каковы типичные проблемы компаний в выработке политики дресс-кода в сегодняшних условиях?

Татьяна АВСЕЕВИЧ, HR директор компании COMDI:

Правильно говорят, что одежда создает человека, а стиль одежды, выбранный компанией, создает образ компании. Дресс-код — это прежде всего элемент, влияющий на имидж компании.

Есть история, согласно которой две очень известные в мире компании долгое время не могли договориться о сотрудничестве. В одной компании сотрудники обязаны были соблюдать классический офисный стиль, в другой даже топ-менеджеры появлялись на встречах в джинсах. Но как только сотрудники подстроились под дресс-код компании-оппонента, договоренности сразу были достигнуты.

Дресс-код должен быть элементом корпоративной культуры в целом, часто выбор политики дресс-кода той или иной компании не связан со спецификой бизнеса, стратегией и изюминкой компании.

Марина ТРЕЩОВА, генеральный директор Fast Lane Ventures:

Мы запускаем очень серьезные бизнесы, сложные технологически и организационно. Если не обеспечить дисциплины и контроля, результата не будет, не будет нужной нам скорости. Дресс-код — один из важных атрибутов этого подхода. К нам в офис несколько раз в неделю приезжают инвесторы, и им важно не только то, что написано на бумаге, но и то, что они видят собственными глазами.

Мне кажется, что для разумных людей в этом нет ничего противоестественного и жесткого.

Александр ГУКОВ, директор по маркетингу компании AT Consulting:

Безупречный внешний вид сотрудников, которые общаются напрямую с клиентом, прежде всего характеризует компанию и является своего рода маркером. Как говорится в известной поговорке, «по одежке встречают…». Внутренний дресс-код является частью брэнда компании, ее корпоративной культуры и имиджа на профессиональном рынке. Но здесь необходимо учитывать специфику бизнеса компании. У нас внутренний дресс-код, как и внешний, необходим только для менеджеров. Внутри компании он позволяет подчеркнуть их статус.

Мне кажется, большая ошибка заключается в том, что иногда правила дресс-кода сводятся к формализму и не учитывают специфики работы человека. К примеру, зачем заставлять курьера или программиста ходить в костюме? Это может стеснить человека и морально, и материально. Поэтому дресс-код должен прописываться с учетом средней заработной платы сотрудников.

В то же время для многих сфер бизнеса, к примеру реклама и дизайн, понятие дресс-кода относительно, и здесь нельзя перегибать палку и превращать компанию в ярмарку тщеславия.

Александр БАХМАЦКИЙ, коммерческий директор компании «ШРЕИ Лизинг»:

Любой современный человек должен обладать минимальными знаниями дресс-кода — сегодня это такая же норма воспитания, как способность к цивилизованной коммуникации или умение красиво принимать пищу. Посещение театра, официальные приемы, формальные и деловые встречи, ритуальные мероприятия и т.д. — для каждого события существует свой стиль одежды. Так же и в офисной жизни. В нашей компании тоже присутствует дресс-код.

Сегодняшний smart casual существенно отличается от того, который практиковался в российском бизнес-сообществе 10—15 лет назад. На мой взгляд, сегодня в отдельных сегментах больше элегантности и лоска. Человек может быть одет и не дорого, но при этом выглядеть гармонично и, что крайне важно, опрятно. В моей практике было много случаев, когда приходилось встречаться с людьми чрезмерно амбициозными и излишне тщеславными, которые при этом выглядели крайне неопрятно.

Существует несколько правил профессиональной коммуникации. Одним из элементов является и дресс-код. Если стиль одежды вашего партнера не предусматривает деловой костюм, а вы приходите на встречу как на праздник — при полном параде, у вашего партнера может подсознательно возникнуть ощущение дискомфорта. Возможно, вы даже никогда не узнаете, почему у вас не сложились деловые отношения, но причиной может быть именно такая «мелочь».

Инна СЕМЕНЮК, вице-президент по маркетинговым коммуникациям и социальным медиа Grayling Eurasia:

Работа в РR означает, что наши сотрудники всегда на виду: на встречах с партнерами, клиентами, журналистами. И точно так же, как первая фраза задает тон всему разговору, внешний вид создает первое впечатление. И, как известно, на создание первого впечатление у вас есть только один шанс. Поэтому в нашей компании приветствуется дресс-код business и smart casual. Это костюмы с галстуком для мужчин, элегантные платья и костюмы для женщин. Причем, вопреки сложившемуся мнению, дресс-код не означает полного отсутствия индивидуальности — существует множество вариантов, которые позволят соблюсти дресс-код, выглядеть на высоте и при этом оставаться собой.

Деловой стиль одежды настраивает на соответствующий рабочий лад. Мы работаем с крупными международными корпорациями — банками, энергетическими компаниями, фармацевтическими гигантами, и поэтому для нас крайне важно соответствовать принятым нормам и стандартам дресс-кода международных компаний.

Дресс-код нашей компании основывается на международных нормах и стандартах и опирается на здравый смысл. Для «творческой самореализации» у нас существуют пятницы, когда можно позволить себе одеться иначе, однако, опять же, все определяется здравым смыслом: рваные джинсы, пляжные мокасины и майки с творческой обработкой нецензурной лексики вы не увидите на наших сотрудниках даже в пятницу.

Елена БУРОВА, директор Департамента управления персоналом НОУ МФПУ «Синергия»»:

Дресс-код позвопяет корректно выстраивать линейную коммуникацию, абстрагироваться от оценки стиля, вкуса и внешности, предоставляя тем самым возможность непредвзято оценивать качество работы. Если говорить о внешнем функционале дресс-кода, необходимо отметить тот факт, что сотрудники компании — их внешний вид, позиционирование — в значительной степени определяют впечатление о компании при контакте представителей с внешней средой.

Основная ошибка, которую допускает большинство компаний, — создание дресс-кода по консервативным стандартам, в отрыве от корпоративного стиля. Такой дресс-код выглядит неорганично, редко превращается в традицию.

Другая распространенная ошибка — отсутствие контроля за соблюдением дресс-кода.

Ирина БЕЛОГУРОВА, руководитель отдела маркетинга и коммуникаций ЗАО «Чартис»:

В страховой, финансовой сфере дресс-код — это способ завоевания лояльности клиентов и погружения в определенную культурную среду, которая предполагает высокий уровень ответственности сотрудников за результаты труда и за имидж компании. Ведь им клиенты доверяют свои деньги.

Вопреки довольно распространенному мнению о том, что деловой дресс-код ограничивает свободу выбора и мешает самовыражению, деловой дресс-код может оказаться полезным не только для имиджа всей компании, но и для каждого сотрудника. С одной стороны, строгие рамки существенно урезают выбор сотрудника, а с другой — намного облегчают задачу «что сегодня надеть на работу?».

В любом случае соблюдение или несоблюдение дресс-кода компании во многом связано с тем, насколько сотрудник лояльно относится к своей организации.

Работодателю важно соблюсти баланс между достижением бизнес-целей и удовлетворением личных потребностей сотрудников.

Стиль одежды, например, модного журналиста сильно отличается от стиля одежды менеджера по развитию бизнеса страховой компании, так как условия и цели работы у них разные. Первому нужно привлечь к себе внимание, второму — вызвать доверие у клиента и установить новые деловые отношения и связи, способствующие развитию бизнеса. Отсюда и соответствующий выбор одежды, стиля.

Максим МИХАЛЕВ, директор по маркетингу ИТ-компании CUSTIS:

Несмотря на большую свободу в выборе одежды для офиса, на деловых встречах и при работе на территории заказчиков мы ориентируемся на сложившиеся у них традиции. Так, работая с крупными банками и госучреждениями, члены проектной команды, безусловно, одеваются в соответствии с дресс-кодом. Если у клиента принят более свободный стиль одежды, этого же стиля будут придерживаться и наши сотрудники.

С одной стороны, дресс-код должен быть достаточно демократичным, чтобы не стеснять сотрудников и обеспечивать комфортные условия для работы, а с другой — достаточно строгим, чтобы позволять общаться с клиентами. Поскольку, во-первых, эти функции довольно сложно сочетать, а во-вторых, не все наши сотрудники ведут непосредственную работу с клиентами, нам кажется удобным различать внутренний и внешний дресс-код.

Самая большая ошибка при выборе дресс-кода — несоответствие формы содержанию. По внешнему виду сотрудника должно быть понятно, чем он занимается (или, если дресс-код един для всех, с чем связана работа компании). То есть официант не должен выглядеть как офисный клерк, а сотрудник охраны — как промоутер.

Ольга СТЕПАНОВА, руководитель департамента промышленности и строительства рекрутингового агентства Penny Lane Personnel:

Дресс-код, по сути, элемент рабочей дисциплины. К тому же соблюдение дресс-кода влияет на установление и формирование доверительных отношений с клиентом. С кем вам будет безопаснее и проще строить бизнес — с неряхой или персоной в ладно сидящем костюме?

В вопросах создания корпоративного дресс-кода главное — понимать специфику бизнеса компании или корпорации. Известно, что ИТ и телеком — сферы, где менее последовательно соблюдается дресс-код. В то же время в западных производственных компаниях сотрудники всегда следуют установленному дресс-коду: официальному или casual.

Галина САВИНА, генеральный директор компании «РОУЗ Креативные стратегии»:

Дресс-код обязателен по целому ряду причин. Мы работаем в коммуникационном бизнесе, где важна каждая деталь общения: как одет, причесан, как (пардон) пахнешь, как умеешь пользоваться косметикой (это относится, конечно же, к дамам), в каком состоянии руки и как смотришь в глаза. Даже когда у клиента casual Friday, мы никогда не встречаемся с ним в джинсах и свитерах. Встреча с клиентом может быть назначена в любое время, поэтому мы всегда в боевой готовности. В некоторых компаниях неформальный дресс-код понимается превратно. Необязательный официальный дресс-код часто путается с одеждой, в которой идут за грибами. Другими словами, надо вдохновлять сотрудников на умение одеваться стильно, даже если это неформальная одежда.