Project Description

Выставка костюмов А.Васильева в Иркутске

60 уникальных, подобранных Александром Васильевым специально для Иркутска, образов, в которых отразилась история русского стиля 20-го века. Экспозиция составлена из расчета — примерно пять образов на одно десятилетие. Почему именно 60? Это оптимальное количество, которое можно разместить в Большом зале Художественного музея. На выбор костюмов влияли многие обстоятельства — площадка, условия экспонирования, транспортировки, в конце концов, возможность найти необходимое количество манекенов. Кроме того, часть костюмов требует закрытого застекленного пространства. Прямой солнечный свет губителен для шелка, шерсти и меха.

​В коллекции есть платья из гардероба Валентины Серовой и Ии Саввиной, Ольги Лепешинской, Лидии Смирновой, представительниц первой волны русской эмиграции. Платье, сшитое из китайской ширмы, дефицит — уникальное социальное и бытовое явление, но ведь в 20-м веке Россия большую часть времени прожила в состоянии дефицита, он стал нормой, а люди научились обходиться минимумом, изобретать свои способы улучшить свои бытовые условия и пополнить гардероб.

Например (и это только малая часть):

— Платье из паншифона. 1940 г. Из гардероба кинозвезды Валентины Серовой. Болеро из чернобурой лисы на шелковом подкладе, модель «Normandie-Fourrures». Франция, 1940-е годы.

— Мини платье из джерси. Из гардероба супруги дипломата Галины Утехиной. CША, 1966 г.

— Платье льняное с машинной вышивкой. СССР, 1960-е годы. Из гардероба баронессы Матильды фон Иессен.

Как показывает опыт проведения таких выставок, людям всегда интереснее слушать и смотреть истории про себя. И еще потому что мы лучше знаем историю французских домов моды и стиля, чем свою собственную. А она ведь по сути гораздо более драматургична. Глобальные изменения, начало которым в мире положила индустриализация на рубеже 19 и 20-го веков, в России наложились на последствия фатальных социальных экспериментов — Революции, репрессий, «железного занавеса», Перестройки. Все эти периоды отразились и в костюме: по тканям, аксессуарам, по длине и силуэту как по кольцам на дереве видно, как период расцвета и надежды сменяется катастрофой, возрождение переходит в застой, репрессии переходят в период свободы. Россия — женская страна. Испокон веку по тому, как выглядит женщина в России, можно было судить о состоянии общества в целом.