«Хорошо одетый человек тот, кто считается с собой и с другими», — сказал однажды Пьер Карден. Эта мысль отлично отражает законы делового стиля, от которого во многом зависит имидж человека и компании, которую он представляет. Эксперты в мире моды Яна Павлидис и Елена Серебрякова видят облик бизнес-леди в элегантности и лаконичности. О тенденциях в деловом стиле и рекомендациях, как создать идеальный имидж, — в их интервью SR.

Special Review: Яна, как изменился облик бизнесмена и в частности бизнес-леди за последние годы? Какие тенденции мы наблюдаем в настоящий момент?

Яна Павлидис: Грамотно продуманный имидж позволяет нам не только оставаться модными и красивыми, но и доказывает нашу компетенцию, способствует возникновению доверительных отношений. Язык костюма во все времена играл важнейшую роль в человеческом общении. В последние 5-10 лет под воздействием глобальных экономических, технологических и социальных изменений дресс-код в его прежнем понимании безнадежно устарел. Правила стали менее жесткими, их границы и рамки уже стерлись. Однако не следует эту тенденцию воспринимать как упрощение. В действительности все стало сложнее; для создания своего образа уже нельзя обойтись без специальных знаний в вопросах имиджа.

Нынешние бизнес-леди отличаются от деловых женщин прошлого примерно так же, как героиня Алисы Фрейндлих в «Служебном романе» от героини Сандры Баллок в «Мисс Конгениальность». Сегодня в облике современных бизнес-вумен больше сексуальной составляющей. Женщина уже не прячет свою привлекательность, она нашла баланс «инь-ян». Этот тренд будет развиваться и в дальнейшем.

В целом бизнес-леди сегодня вполне уверенно чувствуют себя в мире больших проектов, больших денег и «больших мальчиков». Если раньше вопрос стоял «умная или красивая», образ строился на базе мужского подхода в деловом стиле (строгий костюм, платье-футляр, нейтральные оттенки, ограниченный аксессуарный выбор, консервативная обувь и макияж), то сегодня деловая классика выглядит более женственно и актуально. Кроме того, женщины уже отлично освоились в деловом мире, появилось много новых форм деловой активности, находящихся вне рамок официального делового стиля. Это могут быть информационные и консалтинговые виды бизнеса, офисы, где труд связан с творчеством, рекламой, какими-то необычными проектами. Работая в таких сферах деятельности, бизнес-леди могут выражать в своем имидже творческую составляющую — применять модные тенденции, расширить цветовую палитру, активнее использовать аксессуары.

SR: Какие различия можно выделить в деловом стиле у бизнес-вумен за рубежом и в России?

Я.П.: Женщины в России более женственны по своей природе. Многие не одеваются, а наряжаются, используя в своем облике цветочные принты, оборки, кружево, яркие аксессуары, фантазийный дизайн ногтей и пышные укладки, «мужественно» носят высокие каблуки (которые подчас мешают легкости и естественности походки). В разных коридорах власти и самых статусных кабинетах можно встретить женщин, от внешнего вида которых создается ощущение, будто они пришли не на работу, а на свидание.

Если раньше вопрос стоял «умная или красивая», образ строился на базе мужского подхода в деловом стиле (строгий костюм, платье-футляр, нейтральные оттенки, ограниченный аксессуарный выбор, консервативная обувь и макияж), то сегодня деловая классика выглядит более женственно и актуально.  

Европа имеет больше опыта и традиций в области делового стиля. Но не нужно забывать, что мы начали изучать эту «науку» лет на 30 позже западных стран. В Европе эффектность — дурной тон, это могут себе позволить только представители шоу-бизнеса или дамы полусвета. За границей в тренде остается элегантность, которая, как мы знаем, безмолвна.

SR: Как можно определить эту самую элегантность?

Я.П.: В основе элегантного стиля одежды лежат спокойные лаконичные силуэты, качественные натуральные ткани, обеспечивающие идеальную посадку на фигуре, спокойная цветовая палитра (не скучная, а именно спокойная), ухоженные волосы и кожа, которые подчеркнуты отличной прической и легким макияжем. Элегантность — это форма уважения к себе и окружающим. Элегантный человек одевается гармонично и уместно; в его облике отсутствуют излишества и не прочитывается желание удивить.

SR: Перечислите основные ошибки, которые совершают бизнес-вумен в деловом стиле одежды и дайте советы, как сделать так, чтобы внешний облик благоприятствовал работе.

Я.П.: Правильно подобрать свой гардероб — большое мастерство. В верно подобранном гардеробе каждая вещь работает, и с ней можно составить три-четыре варианта сочетаний. У многих женщин наблюдается большое количество эффектных «эмоциональных» элементов и мало базовых вещей, из-за чего и возникает пресловутое ощущение «нечего надеть». Некоторые леди «грешат» принципом эффектности и в аксессуарах — приобретают вычурные сумки, папки для бумаг, чехлы для телефонов и планшетов. В деловом образе неприемлемы колготы с рисунком, в сетку и со стрелками, а также блестящие, серые, белые или с оттенком интенсивного загара. В блок деловой одежды часто забывают включить верхнюю одежду: качественное пальто из кашемира классического кроя или более модное, но нейтрального оттенка, будут оптимальными.

Что касается рекомендаций, то дать универсальный совет сложно — все зависит от индивидуальных параметров внешности и других факторов. При создании имиджа важно учитывать и ситуацию, для которой вы одеваетесь, и особенностей тех людей, с кем вам предстоит контактировать. Если при общении с собеседниками нужно занять доминирующую позицию, то лучше всего использовать контрастные сочетания и чистые графичные линии в крое и аксессуарах, избегать романтичных деталей. Если вы работаете в клиентоориентированном офисе, то будьте особо опрятны, добавьте оттенки розового, кораллового, приглушенные «ягодные» оттенки, мягкие фактуры и округлые формы в аксессуарах. Эти элементы одежды будут создавать более лояльную располагающую атмосферу и работать на вас.

 Подготовлено: «Коммерсантъ», издательский дом «Восточная Сибирь». март, 2014г.