«Используйте свою фактуру по назначению. Не лезьте в новости, Вашему лицу там не место» — сказала мне как-то Ирина Петровская, наш знаменитый телекритик, мимоходом, но очень вовремя, в начале моей телекарьеры. Имея в портфолио 10 лет работы в кадре и не одну авторскую телепрограмму в блоке культуры и моды, наблюдаю за сегодняшним телеэфиром с двойным пристрастием, которое держала бы при себе, если б не вдохновляющие к высказыванию преображения некоторых  телеведущих.

Вы, замечаете, например, что твориться с Михаилом Зеленским на «России»? (Иначе ведь не скажешь!) Костюмы-тройки в клетку, широкие жаккардовые галстуки, высокие воротники нараспашку, жилеты в комплекте с сорочками с закатанными широченными манжетами, яркие оправы  – мы словно в комнате кривых зеркал, где искажается все и вся-время, смыслы, жанры, не говоря уже о имидже ведущего информационной программы.

Как весь этот ретро-пафос связан с чтением телесуфлера и содержанием новостей, которые (телевизионщики это знают) хорошими не бывают? При полном параде сообщать о захвате заложников, о убийствах, катастрофах,  о законопроектах, акциях протеста, котировках и что там еще … Удобно ли? Чья недобрая воля вознамерилась вот так, на ровном месте, безо  всяких оснований-фактурных,  жанровых-превратить замечательного, но рядового, ведущего в «звезду»? Есть в имиджелогии такой закон-соответствия. Попросту, здравого смысла.

Аналогичная история с Ириной Слуцкой в «Ледниковом периоде» на Первом, которую с помощью гламура и гардероба в духе Анастасии Заворотнюк состарили лет на 10 и превратили в персонаж почти пародийный. Гениальная спортсменка Слуцкая архетипически — «Девушка из соседнего подъезда» — амплуа с потенциалом не меньшим, чем роль «Дивы», снятой для нее явно с чужого плеча.

Со смыслами все хорошо у писаной красавицы Даши Спиридоновой, обнажающей своих гостей исключительно мужского пола в «Белой студии» на телеканале Культура.  Какая роскошь — Лунгин, Учитель, Кончаловский, Звягинцев, Мацуев, Бардин, Урсуляк, Гришковец, Демаршелье, Ремчуков! Но какое отношение к их откровениям имеют бриллианты, шифоны и шелка, открытая спина и глубокое декольте платьев в пол, коим несть числа. Гостям, безусловно, “красиво”, и black tie у принимающей стороны соблюден идеально. Позвольте один вопрос – если Вы хозяйка «этой белой залы», тогда почему гости не предупреждены о встрече во фраках? Выдавайте им бабочки, что ли… Если Вы «играете» на равных и встречаетесь якобы на нейтральной территории, то с какой целью Вы так вырядились? Это же так естественно : «свой-свой», «доверяй мне, я хочу твоих откровений и отвечу тем же. Я также искренна, как ты». Имидж – он ведь не про красоту, а про доверие. Красиво-некрасиво, идет-не идет, – вопрос технический, есть лишь один повод говорить о профессионально реализованном имидже – оценить расставленные акценты.

А головокружительные смены ролевых моделей и причесок от Анны Монгайт на любимом «Дожде»?

А девушки из рубрик бизнес-новостей на всех каналах или те, кого «снарядили» на интервью с випами? Вы обратите внимание при случае.

20 лет назад не было нынешнего разнообразия программ о стиле, но, как ни странно, со стилем на телевидении было много осмысленнее. Что делать, эпоха перемен…Мы живем во время битвы информационных титанов. Имидж телепрограмм и их ведущих формируется в контексте развития Интернет смотрения и огромного потока визуальных символов. Как будут развиваться события? Вновь покажет время.

Хотя… не факт. Только, если Екатерину Андрееву расколдуют, и из символа вечности она вновь превратиться в красавицу. Как раньше. Потому как сейчас при одном взгляде на нее в эфире кажется, что эти новости она уже читала, костюмы эти мы уже видели, хотя ведь всем понятно: актуальность и новости — понятия однокоренные по сути.

Есть, конечно, и другие вдохновляющие на высказывания перемены: беспредельно хороши Ольга Белова и Лилия Гильдеева на НТВ, на Первом всегда органичны и элегантны Ургант и Малахов, на «Дожде» — Марина Малыхина в «Капиталистах» и Маша Макеева в новой авторской программе – вот эта нога вот в тех туфлях! Просто. Точно.Неотразимо.

Яна Павлидис. 

10 ноября/2013